01.04.2006 Мраморный замок

Вверх на один уровень

Пожалуй, нет на земле замка, имя которого не было бы окружено таинственными историями и легендами. Причина в том, что замок — это не просто архитектурное сооружение. Это символ эпохи, в которую он возведен. Это знак силы и достоинства его владельца. Это точка в пространстве, указывающая на неслучайность выбранного для строительства места. Расцвет возведения замков приходится на Средневековье, хотя, конечно, подобные сооружения начали возводиться намного раньше. Так, еще у ассирийцев в VIII веке до н. э. существовало особое отношение к жилым постройкам, напоминающим дворцы, которые не просто служили обиталищем или крепостью, но имели и культовое значение. Замки становились местом трансцендентной связи человека с различными энергиями и силами природы, а нередко и строились именно с такими целями.

В этой статье мы расскажем об одном из современных архитектурных проектов — Мраморном замке в черногорском городе Рисан. Согласно идее авторов проекта, этот замок призван стать воплощением всей многомерности культурно-исторических, мистических и алхимических процессов, которые происходили на побережье Которского залива на протяжении многих столетий.

Замки удивительным образом отражают атмосферу той местности, где построены. Вряд ли вы найдете такой замок, который стоит в болотистой местности и не нагоняет своим видом мрачную тоску. Сложно представить себе и шумный светский праздник в старой крепости, стоящей среди лесов в стороне от всех селений. Светлая мифология места, где запланировано возведение Мраморного замка, уже на стадии проекта наделила его характеристиками жилища надежного и в то же время изящного, хранящего богатые культурные традиции побережья Которского залива в юго-восточной части Адриатики.

По греческой легенде, на месте залива раньше было два озера, возле которых жили добрые, трудолюбивые люди. В окрестных лесах водилось много зверья, а сами озера были полны рыбы. Люди жили в мире, не причиняя друг другу зла, а для радости своих ближних не жалели сил. Поэтому царь богов Зевс полюбил их и решил вознаградить. Он приказал Колоссу соединить озера с морем, прорезав горы огромным мечом. Так встретились соленая вода с пресной и образовался Которский залив. Его побережье простирается почти на сотню километров.

Народы, селившиеся на берегу залива, из поколения в поколение передавали добрые истории, в которых выражали свои надежды и мечты. Это место впитало столько душевного тепла, что само обрело способность укреплять душу,возвращать веру в чудеса. Пожалуй, это и предопределило появление Мраморного замка в Рисане, небольшом поселении на побережье жемчужины Черногории — Боки Которскoй. Здесь будто все еще жива история древней Европы — столько народов искали встречи с этой землей, столько следов хранит она, что ее по праву можно назвать сокровищницей наследия великих времен. В причудливом узоре сплелись здесь различные культуры, стили, эпохи…

Культурно-историческое богатство Рисана указывает на пристальный интерес многих народов к этим местам. Неспроста путь римлян в Галлию и Фракию лежал именно через современные черногорские земли. Здесь римляне строили поселения, возводили величественные храмы. О богатстве античного Рисана свидетельствуют римские дворцы конца II — начала III веков, обнаруженные археологами в районе Мраморного замка. Особую ценность представляют напольные мозаики, выполненные в технике «opus tessalatum» — разноцветные камни выкладывались на белой основе с применением прямоугольных орнаментов.

После падения Рима Рисан стал культурным и политическим центром Боки Которской. В течение столетий город принадлежал зетским, боснийским и герцеговинским правителям, Дубровнической республике, венецианцам и австрийцам. Но особую роль в истории Рисана играет Иллирийская эпоха (III век до н. э. — VII век), для которой характерен поиск внешних форм, чувств, эмоций и наслаждений.

Согласно проекту замка, мы можем проследить путь развития Рисана на примере его концепции, воплотившей в себе как поиски связи с особой силой этих мест, так и эмоциональный каприз позднего времени.

Попробуем разобраться в деталях этой многоцветной мозаики — каждый из ее фрагментов сообщает нам свою тайну.

ЗАМОК СИЛЫ И КРАСОТЫ

Мрамор, из которого возводится замок, активно использовался в качестве строительного материала еще древними греками и римлянами. Это кристаллическая метаморфическая горная порода, которая высоко ценится за свой изысканный внешний вид — отдельные плиты гармонично соединяются друг с другом вне зависимости от цветовой гаммы. Мрамор активно использовался при строительстве культовых сооружений ввиду его особых энергетических качеств — эта каменная порода лучше прочих сохраняет и отражает существующую атмосферу места.

В древности мрамор использовался для закрепления определенной пропорции, эффектно подчеркивая ее визуальный строй, что не только свидетельствует в пользу мрамора, как материала для облицовки зданий, но и указывает на понимание роли этого материала в конструкции. Так что за грациозностью зданий, покрытых мрамором, скрывается и гармоническая соразмерность. Именно благодаря использованию мрамора римляне довольно глубоко ушли в практическое изучение организации пространства, усилив видение иллирийцев, греков, этрусков.

При формировании внутренних интерьеров замка использована греко-римская тематика. Орнаменты, детали интерьера, вазы, обшивка диванов, узоры на полу — все придает мраморным конструкциям замка гармонию, уравновешивает их. Эти элементы упорядочивают силу материала, делают ее прикладной, заставляя «работать на человека».

Очевидно, что визуальный эффект — воздействие света и цвета — имеет при строительстве замка первостепенное значение. Ведь умение оперировать отвлеченными формами — это способ стилизовать идею, историю, миф. Эстетическое осмысление жизни человека лежит в сфере как вербальных, так и невербальных связей, поэтому от архитектора, строителя, каменщика зависит, по сути, достигнет ли человек связи с местом своего проживания или нет, ведь сакральная архитектура должна преобразовывать жизнь человека, упорядочивать его природу.

Из местных, находящихся неподалеку от замка древних мозаик особо выделяется одна, с изображением римского бога сна Гипноса. Почитание этого бога говорит о том, что данная местность рассматривалась как обитель ясновидящих, где особым образом вскрывался и развивался сновидческий и ясновидческий дар. Это еще одна яркая черта, в комплексе со многими другими дающая право назвать Мраморный замок алхимическим, способным посредством материала и соответствующей организации пространства собирать и усиливать те энергетические качества, которые издревле присущи этим местам.

Будучи ориентированным на достижение связи с силой столь почитаемой древними земли, Мраморный замок способен напитать и тонкие эстетические чувства, доказывая, что истинная, созидательная сила абсолютна в красоте своего выражения, а истинная красота имеет глубокое внутреннее обоснование.

ЗЕМЛЯ ПОИСКА, ЗЕМЛЯ ЗНАНИЙ

Этому месту было будто предначертано судьбой стать центром сакральной архитектуры. История Рисана, одного из древнейших поселений в Боке Которской, начинается еще до IV века до н. э., когда он был столицей иллирийского королевства. Последняя иллирийская королева Теута скрылась в пучинах Адриатики в 228 году до н. э., унеся с собой знания иллирийского народа, за которыми приходили на эти земли римляне.

Иллирийцы были первой сформировавшейся здесь нацией. Это гетерогенная группа племенных союзов троянско-иллирийской ветви племен индоевропейского происхождения. Их тотемным животным являлась змея, символ собирательности и изменения. Поэтому иллирийцев можно сравнить с кельтами, с которыми они активно взаимодействовали в начале Новой эры, образовав здесь группу иллиро-кельтских племен. Впоследствии данный этнос оказал существенное влияние на становление европейской культуры.

Согласно легенде, мифический финикийский воин Кадм женился на Гармонии, дочери Афродиты, и она родила ему сына Иллира, который при рождении был обмотан змеей. Иллир, получивший силу Гармонии, стал основателем нового рода и бережно сохранял полученные в наследство божественные, то есть не бытового, а высшего порядка, знания. К III веку до н. э. здесь сложилось мощное королевство, объединившее южные иллирийские племена. Границы этого государства включали в себя сегодняшнюю Герцеговину, Далматию, Черногорию, Албанию, а его столицей был Рисан.

Именно на берегах Которского залива сформировалась эта группа, найдя здесь особый источник силы и изменения. Говоря словами иллирийцев, Рисан стал порталом, через который происходила связь живущих с душами умерших предков. И именно здесь королева Теута погрузилась в морскую пучину.

В этом месте осуществлялись таинственные действия с вином, своими корнями уходившие во фракийские ритуалы. И именно сюда устремились сначала греки, а затем римляне — не столько в поисках богатства, сколько за силой иллирийских знаний. По одной из версий, еще до Рисана здесь существовал мистический город — до сих пор не установлено ни его название, ни период расцвета. Также считается, что где-то в районе Мраморного замка спрятан математический код выхода в портал, за который и устраивались основные битвы набегавших на эти земли народов. Этот код и есть до сих пор не разгаданное тайное знание иллирийцев. По одной из версий, его хранителем был отец Иллира Кадм.

Интересна и система духовных знаний иллирийцев. Это митраизм, пришедший из авестийского Ирана. Как известно, данная система была направлена на обретение человеком способности к познанию небесного ритма, который символизировал бык. В Индии митраизм являлся элементом солнечного культа, древнейшего пласта йогической науки.

Данный факт во многом объясняет интерес иллирийцев к земле Рисана. Ее силе способствует горный массив в форме чаши, ориентированной на юг. В течение дня чаша наполняется солнечной энергией, а ночью начинается ее преобразование. Это позволяет естественным образом усиливать энергию земли, а море помогает придавать ей необходимую вязкость.

Согласно проекту, Мраморный замок одновременно обладает несколькими характеристиками: природной, небесной и нравственной. Являясь материей, он в то же время выражает господство над ней. Представляя собой часть всеобщей истории, черногорский замок имеет и самостоятельную ценность, как и Бока Которская, включенная в сокровищницу мирового наследия ЮНЕСКО.

В лучах рисанского солнца нашли прибежище тайны Средиземноморья и его жителей, объединенных некой, быть может, непонятной даже им самим, идеей. И неудивительно, что сегодня здесь, в черногорском Рисане, можно встретить столь прогрессивные в культурном, экологическом и историческом отношении архитектурные проекты. Они органично вписываются в законы этого то ли природного, то ли рукотворного комплекса на перекрестке древних и современных знаний о сакральной архитектуре.

Глеб Черный

 
©2005 ООО "Микрокальцит", г.Магнитогорск