Кризис ударил по мрамору

Вверх на один уровень

Юбилейный симпозиум каменной скульптуры проходит в Новосибирске значительно скромнее, чем предыдущие.

Парк возле театра «Глобус». Полдень. Тишина. Легкое жужжание. Подходишь к боковой аллее – не мухи это жужжат, а болгарки. Во все стороны летит мраморная пыль. Трава усыпана осколками камня. Шесть мраморных глыб весом более двух тонн каждая медленно меняют облик. Скульпторы работают у всех на виду, правда, зевак вокруг них не наблюдается. Подойдет пожилая женщина, несмело спросит, можно ли ей собрать мраморную крошку для могилки, и снова аллея пустынна. Новосибирцы привыкли к мастерским под открытым небом: фестивали каменной скульптуры проводятся у нас уже десять лет, нынешний – пятый, можно сказать, юбилейный. А еще было девять снежных и один деревянный.

В прошлом году в симпозиуме каменной скульптуры участвовало полтора десятка мастеров. Сейчас – всего шестеро. А такое впечатление, что двое. График у них свободный, контролирующих органов нет, хочешь, ночью твори, хочешь – под палящим солнцем. Один так рьяно набросился на работу, что натер мозоль и временно потерял трудоспособность. Время у него еще есть: на изготовление скульптуры отведен ровно месяц, торжественное объявление итогов состоится 22 августа.

Владимир Керендитов из алтайского села Кош-Агач участвует в новосибирском симпозиуме первый раз. Болгарка, кувалда, скольник: из глыбы родится мальчик с большой рыбой. Каким он получится, можно представить, разглядев пластилиновую фигурку. Скульптура будет символизировать первый в жизни улов, детство, юность… Автор хочет, чтобы она была установлена во дворе школы или детского дома. Посмотришь – и настроение повышается, веришь, что и тебе удача привалит…

Бийчанин Николай Порубов создает «Росток и солнце». Говорит, это заказ времени – такая скульптура должна вписаться в современный урбанистический пейзаж. Место для нее еще не определено, но лично он присмотрел перекресток оживленных улиц в центре города – специально ходил туда, прикидывал. Его скульптурами украшено уже чуть ли не полгорода: мальчик с дудочкой – в Первомайском сквере, гномы на болотной кочке – в Центральном парке. А вообще, все 15 изваяний, изготовленных на прошлом симпозиуме, посвященном 115-летию Новосибирска, разъехались по десяти районам города. Правда, далеко не каждый ценитель прекрасного считает их произведением искусства. Так, академгородковцы немало колких замечаний отпустили Архимеду в ванной, облагородившему Советский район. «Лучше бы на песке и льде остановились. Тем, что получается после перфоратора и болгарки на мраморе, наш район уже наказан», – высказываются оскорбленные граждане на форуме Аkadem.info. А вот ветераны скульптурного фестиваля, поселившиеся в Первомайском сквере десять лет назад, пришлись по душе граффитчикам. Особенно каменное сердце, изваянное Санду Бортником, – на нем места живого не осталось от признаний в любви и нежности. Очень трудно теперь определить, что мрамор когда-то был розовым.

Камень не всегда податлив, таит неожиданные сюрпризы. Так, Николай Порубов рассказывает, что в прошлом году лицо мальчика с дудочкой из-за возникшей микротрещины пришлось второй раз вырубать. Нынешний мрамор – белый, привезен из Кибик-Кордонского месторождения, что под Саяногорском. На солнце он сияет, как сахарная голова. Лучше смотреть на него в солнечных очках.

– Камень требует бережного к себе отношения, – говорит Николай Порубов. – И к Музе нужно относиться трепетно. Иначе она обидится и покинет тебя. Я костьми лягу, но сделаю то, что задумал, иначе моя внутренняя сущность не даст мне покоя…

Наверное, он думает о том, что этот материал использовался на строительстве и реконструкции Храма Христа Спасителя и Большого театра…

Автор: Наталья Никитина


Информация о мраморе:

Мрамор (лат. marmor, от греч. marmaros — блестящий камень, каменная глыба), кристаллическая горная порода, образовавшаяся в результате перекристаллизации известняка или доломита.

В строительной практике «мрамором» называют метаморфические породы средней твёрдости, принимающие полировку; к ним относятся: мрамор, мраморизованный известняк, плотный доломит, карбонатные брекчии и карбонатные конгломераты.

В мраморе почти всегда содержатся примеси других минералов, а также органические соединения. Примеси различно влияют на качество мрамора, снижая или повышая его декоративность.

Окраска мрамора также зависит от примесей. Большинство цветных мраморов имеет пёструю окраску.

Рисунок определяется не только строением мрамора, но и направлением, по которому производится распиливание камня. Цвет и рисунок мрамора проявляются после его полировки.

Мрамор применяется с античности как конструкционный и облицовочный архитектурный материал благодаря своим пластическим и декоративным достоинствам (твёрдость; мелкозернистость, делающая мрамор податливым в обработке, способным принимать полировку, посредством которой выявляются тональное богатство мрамора и красота его однородной, пятнистой или слоистой структуры).

Мрамор используется также для создания мозаичных композиций, рельефов и круглых изваяний (преимущественно однотонный мрамор, большей частью белый, реже — цветной или чёрный).

 
©2005 ООО "Микрокальцит", г.Магнитогорск