03.08.2008 Малый Мраморный Дворец - каменная эклектика

Вверх на один уровень

Петербургский Мраморный дворец давно стал визитной карточкой города и частью его культурной и архитектурной истории. Как известно, одна из его особенностей в уникальности облицовки мрамором жилого здания. Однако, было бы несправедливо забыть про... Второй или Малый Мраморный дворец, который также, как и его "старший брат" имеет богатую историю и интересные архитектурные особенности.

Речь идет о особняке графа Кушелева-Безбородко на Гагаринской улице, свой теперешний облик особняк приобрел в ходе его перестройки архитектором Э.Я. Шмидтом в 1857 – 1860 годах. Зданию присуща определенная стилистическая эклектичность, однако в его фасаде отчетливо прочитываются художественные черты итальянского Ренессанса. Для отделки были применен не гранит, а редчайший для петербургской архитектуры тивдийский розовый мрамор, который добывается в Олонецком крае, недалеко от села Тивдин. Добыча ведется с 1757 года, а геологический возраст самого камня датируют докембрийской эрой. Интересно, что долгое время считалось, будто мрамор, использованный для облицовки особняка, имеет пепельно-жемчужный цвет и лишь недавняя реставрация, когда натуральный камень был бережно очищен, позволила проявиться его истинному оттенку.

Эклектика присуща не только внешнему облику дворца, но и его внутреннему убранству. Множество парадных залов были стилизованы под различные эпохи - Розовый будуар а-ля Помпадур, Елизаветинская зала, Гобеленовая зала, Турецкая комната...нашлось место даже для зимнего сада с фонтаном и бассейном. В интерьере дворца широко применялся мрамор, так например, из него была сделана парадная лестница, а в Гостиной саксонского фарфора - камин. Остается только сожалеть, что из-за определенных перипетий истории России в XX веке многое из дворцового убранства было безвозвратно утрачено.

Первая постройка на месте будущего архитектурного украшения Санкт-Петербурга появилась еще в 1770-х гг. и многократно переходила из рук в руки, принадлежа в разное время князю С. Трубецкому, купцу Д. Образцову, прусскому посланнику Шиллеру и, наконец, графу А.Г. Кушелеву-Безбородко, сын которого Николай Александрович и перестроил здание, превратив его в уникальный дворец. Отдельно стоит остановиться на фигуре самого графа, тогда станет ясно, что человек такого склада не мог не поспособствовать преумножению культурноо богатства города и созданию настоящего архитектурного памятника. Николай Александрович был заядлым коллекционером, в 1862 году он завещал 275 картин своего собрания Академии Изящных Искусств, Бугеро, Делакруа, Буланже, Руссо, Верне - вот далеко не полный список художников, чьи произведения, благодаря широкому жесту графа, стали доступны широкой публике.

В 1873 году Малый Мраморный дворец перешел в собственность императорской фамилии, а в 1881 году по завещанию Александра II, он перешел к его вдове Екатерине Долгоруковой, светлейшая княгине Юрьевской. При ней дворец превратился в мемориальный музей покойного императора, в котором были собраны его личные вещи. В 1927 году в здании дворца обосновался Научно-исследовательский институт охраны труда, а в наши дни его сменил Европейский университет.

Годы советской власти не прошли для дворца бесследно - уникальные детали мраморного фасада были покрыты битумным лаком, а военные годы принесли выбоины и частичное разрушение мраморного карниза. Свою лепту в разрушение мрамора внес и климат - сказались не очень благоприятная экологическая обстановка в городе и близость Невы.

В ходе реставрационных работа была проведена очистка мрамора, подвергшиеся деструкции участки укрепили с помощью специальных технологий, каменные поверхности были отполированы воском, после предварительной профилактической обработки для защиты от атмосферных воздействий. Основной массив мрамора для восстановительных работ был заказан в Турции. В настоящее время в облицовке дворца использовано пять сортов мрамора.

То, что городу, благодаря усилиями специалистов, была возвращена его подлинная жемчужина - значимый шаг для сохранения исторического богатства в масштабах всей страны, ведь культурное наследие не знает географических границ.


Термины, используемые на сайте:

Мрамор — метаморфическая горная порода, состоящая только из кальцита CaCO3. При перекристализации доломита CaMg(CO3)2 образуются доломитовые мраморы.

Мрамор (лат. marmor, от греч. marmaros — блестящий камень, каменная глыба), кристаллическая горная порода, образовавшаяся в результате перекристаллизации известняка или доломита.

В строительной практике «мрамором» называют метаморфические породы средней твёрдости, принимающие полировку; к ним относятся: мрамор, мраморизованный известняк, плотный доломит, карбонатные брекчии и карбонатные конгломераты.

В мраморе почти всегда содержатся примеси других минералов, а также органические соединения. Примеси различно влияют на качество мрамора, снижая или повышая его декоративность.

Окраска мрамора также зависит от примесей. Большинство цветных мраморов имеет пёструю окраску.

Рисунок определяется не только строением мрамора, но и направлением, по которому производится распиливание камня. Цвет и рисунок мрамора проявляются после его полировки.

Мрамор применяется с античности как конструкционный и облицовочный архитектурный материал благодаря своим пластическим и декоративным достоинствам (твёрдость; мелкозернистость, делающая мрамор податливым в обработке, способным принимать полировку, посредством которой выявляются тональное богатство мрамора и красота его однородной, пятнистой или слоистой структуры).

Мрамор используется также для создания мозаичных композиций, рельефов и круглых изваяний (преимущественно однотонный мрамор, большей частью белый, реже — цветной или чёрный).

 
©2005 ООО "Микрокальцит", г.Магнитогорск